С начала июля 2010 года Таможенный союз, о котором столько говорили и спорили, стал реальностью нашей жизни.
Одними из первых новые условия ощутили на себе производители и продавцы продукции, которым необходимо получить
сертификационные документы, а также органы сертификации. Какие же конкретные изменения произошли в нормативной
базе по сертификации нефтепродуктов, и какие документы сейчас необходимо получать производителям и продавцам этой продукции?
Законодательные акты, регулирующие сферу сертификации нефтепродуктов
К нормативной базе, регулирующей процесс сертификации нефтепродуктов производителями и продавцами продукции, можно отнести четыре документа:
5 сентября 2008 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 118 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" от 27 февраля 2008 г. (с изменениями от 21 апреля 2010 г.) – ТР, в котором прописывается новая процедура подтверждения соответствия этой продукции, а также вводятся новые схемы сертификации.
С учетом положений Технического регламента был разработан ГОСТ Р 53229-2008 «Оценка соответствия. Правила проведения работ по подтверждению соответствия автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута» от 25 декабря 2008 года - ГОСТ Р, который на сегодняшний момент и определяет порядок проведения сертификации этой продукции на территории Российской Федерации.
Перечень действующих нормативных актов, касающихся определения качества нефтепродуктов, не был бы полным без одного из главных документов в этой сфере российского законодательства - Постановления Правительства РФ № 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" от 1 декабря 2009 г – Постановление № 982, в котором утверждается Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации на территории России.
Ну а самыми новыми документами, касающимися сертификации нефтепродуктов, является Решение Комиссии Таможенного № 319 «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов» от 18 июня 2010 г. – Единый перечень. Этот документ, вследствие того, что он действует на всей территории Таможенного союза, с 1 января 2012 года будет иметь приоритет перед российским Единым перечнем, утвержденным Постановлением № 982, пока же они имеют равную юридическую силу и производители могут руководствоваться и тем, и другим документом.
Продукция, подлежащая сертификации на территории России и Таможенного союза
Как мы уже выяснили, на территории России в настоящий момент действует два Единых перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации – это Постановление № 982 и Единый перечень. И тот и другой документ предусматривает два вида подтверждения соответствия продукции – обязательную сертификацию и декларирование соответствия. Различие же этих документов в самом перечне продукции, подвергаемой обязательной сертификации.
Так, согласно Постановлению № 982, действующему на территории России, обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования должны подвергаться 11 наименований изделий:
- масла моторные для быстроходных дизелей транспортных машин;
- масло МТ-16П;
- масло АМГ- 10;
- жидкость рабочая 7-50С-3;
- масла трансмиссионные;
- масла турбинные;
- масла для судовых газовых турбин;
- масла нефтяные турбинные с присадками;
- масла компрессорные;
- масло компрессорное из сернистых нефтей КС- 19;
- газы углеводородные сжиженные (кроме газов углеводородных сжиженных топливных для коммунально-бытового потребления и газов углеводородных сжиженных топливных для автомобильного транспорта).
В форме обязательной сертификации процедуре подтверждения соответствия подвергаются еще 12 видов продукции:
- этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием;
- бензанолы;
- масла авиационные;
- масла моторные автотракторные;
- масла моторные для автотракторных дизелей;
- масла моторные для дизельных двигателей;
- масла моторные универсальные для автомобильных карбюраторных двигателей;
- масло вазелиновое медицинское;
- парафины нефтяные твердые (кроме марок Т-1, Т-2, Т-3, С);
- газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания;
- газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления;
- газы углеводородные сжиженные топливные.
А вот в Единый перечень, принятый Комиссией таможенного союза, вошли всего пять наименований нефтепродуктов:
- масла смазочные моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей;
- масла смазочные моторные для дизельных двигателей;
- масла смазочные моторные для быстроходных дизелей транспортных машин;
- масла смазочные моторные для автотракторных дизелей;
- масла смазочные трансмиссионные.
Причем, с 01.07.10 года подтверждать соответствие данной продукции на территории Таможенного союза нужно в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств, полученных с участием третьей стороны.
То есть при введении продукции в обращение на территории Таможенного союза процедура подтверждения соответствия нефтепродуктов проводится только в форме обязательного декларирования, и только для 5 наименований продукции. В России же декларированию и сертификации должны быть подвергнуты 23 наименования нефтепродуктов.
Решение двойственных ситуаций в сфере сертификации в условиях вступления в силу нормативных актов Таможенного союза.
Хочется отметить и еще один важный момент – возникновение двойственной ситуации для некоторых видов продукции. Получается, что масла смазочные моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей, масла смазочные моторные для дизельных двигателей и масла смазочные моторные для автотракторных дизелей по российскому законодательству обязаны получить «Сертификат соответствия», а по нормативным актам Таможенного союза достаточно на эти же виды продукции принять «Декларацию о соответствии».
Данная ситуация разрешается Решением Комиссии таможенного союза № 319 «О техническом регулировании в таможенном союзе» от 18 июня 2010 г - Решение, в котором говорится о том, что до 1 января 2012 года производитель или продавец продукции имеет право выбрать любой из двух действующих способов подтверждения соответствия своей продукции на территории Российской Федерации. Это значит, что для подтверждения соответствия, например, масел смазочных моторных для автотракторных дизелей, заявитель может выбрать и декларирование соответствия, предусмотренное Единым перечнем и сертификацию соответствия, согласно Постановлению № 982. Оба этих документа будут иметь равную юридическую силу на территории РФ.
Еще один нюанс – если продукция не входит в Единый перечень таможенного союза, а присутствует в списках Постановления № 982. Тогда, согласно Решению, она должна пройти процедуру сертификации по национальным стандартам.
Ярким примером этой ситуации может стать сертификация бензинов, дизельного топлива и т.п. На сегодняшний момент нормативных актов Комиссии Таможенного союза по этому вопросу нет, поэтому на территории России необходимо руководствоваться национальными документами – Технически регламентом и ГОСТами.
Согласно этим документам топочный мазут и судовое топливо проходят обязательное подтверждение соответствия в форме декларирования на основе собственных доказательств. Изготовитель или продавец данной продукции сам готовит все доказательные документы, принимает «Декларацию о соответствии» и маркирует продукцию знаком обращения на рынке.
Автомобильный бензин и дизельное топливо, полученные путем переработки нефти и газового конденсата, подтверждают свое соответствие нормам так же в виде декларирования, но испытания типового образца или партии продукции проводятся уже в аккредитованной испытательной лаборатории.
А вот автомобильный бензин и дизельное топливо, произведенные путем смешивания нефтепродуктов, авиационный бензин, топливо для реактивных двигателей и топливо для государственных нужд должны подвергнуться более тщательному анализу и пройти процедуру обязательной сертификации в аккредитованных органах по сертификации. Причем, для автомобильного бензина и дизельного топлива, произведенных путем смешивания нефтепродуктов, предусмотрен даже инспекционный контроль.
В последствии, конечно же, планируется привести нормативные акты государств, участниц Таможенного союза к единым для всех нормам. Но пока этого не произошло, придется руководствоваться изложенными выше правилами.
Процедура получения документов на нефтепродукты в условиях таможенного союза
Планируется, что все работы по сертификации в рамках Таможенного союза будут проводиться аккредитованными органами по сертификации и аккредитованными испытательными лабораториями, включенными в Единый реестр органов по сертификации Таможенного союза.
Именно в них будут оформляться «Сертификаты соответствия» и регистрироваться «Декларации о соответствии». Причем все действия будут проходить с учетом и межгосударственных стандартов, и национальных стандартов стран-участниц, а также единых санитарно-эпидемиологических, гигиенических, ветеринарных и т.д. требований к товарам.
На основании проведенных испытаний и предъявленных доказательств будут выдаваться Единые сертификаты и регистрироваться принятые Единые декларации, которые на законных основаниях будут подтверждать соответствие продукции требованиям национального законодательства государств. Причем, Единый перечень продукции утратит свою силу после введения Единых технических регламентов для государств-членов Таможенного союза.
Впрочем, пока это в будущем. Сейчас, пока Единый реестр органов по сертификации Таможенного союза не утвержден все процедуры подтверждения соответствия нефтепродуктов и в рамках Российской Федерации, и в рамках Таможенного союза, проводятся в национальных аккредитованных центрах по сертификации.
|